Во время изучения в середине 70-х годов причин "японского" чуда мне пришло в голову: а почему нет "чуда" в России? Первый доклад на эту тему был сделан в 1979 году, а осенью 1982 г. был подготовлен первый вариант книги, которая при издании в 1991-1992 гг. (вып. 1-4) в Москве стала называться 


Пути России


(модернизация неевропейских культур)

 

Книга основана на моих собственных  результатах (эксперименты с испытуемыми, тестирование, интервью, опросы, наблюдения во время проведения социально-психологического тренинга и работы в NLP-группах, многолетняя работа с руководителями разного уровня).
Основные выводы её:

1.  Социум состоит из нескольких социокультурных общностей (СКО), отличающихся своими ценностями, отношением к миру, человеку, производству, управлению.
2. Одна из таких общностей — Российская (РСКО), включающая в себя украинцев, белоруссов, русских (к ней крайне близки по основным параметрам -- ценностям, отношениям, поведению -- южные славяне: болгары, сербы и др.)
3. То, что мы называем "экономикой" и "демократией," является порождением специфической СКО — Европейской (ЕСКО) — и отражает её неповторимые особенности, которые другим культурам невозможно скопировать без принципиальных изменений внутри самих себя.
4. Япония (как впоследствии и другие страны Дальневосточной СКО — ДВСКО — Ю. Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур) добилась успеха именно благодаря тому, что она не копировала чужую "систему," а строила своё (и, наоборот, была абсолютно неуспешной пока копировала).
5. Без учёта социокультурных особенностей РСКО внедрение "демократии" или "свободного" рынка обречено на провал.

Из этого немедленно следовали практические выводы:


·  "простая" национализация приведёт к молниеносному захвату большинства средств производства небольшой группой и падению производства;
·  необходим раздел (как традиционное решение в России) собственности, поскольку её создавал весь народ;
· "простая" демократизация закончится неизбежно олигархическим режимом (неважно, семей партработников или криминалитета).
·  необходима иная регуляторная структура, основанная на российских традициях.

Однако в условиях, когда "славянофилы" призывали к лучине и сарафану, а "западники" к безграничному копированию Запада, такие взгляды были не ко двору; опубликовать такую работу даже в виде статей (невзирая на поддержку и интерес некоторых академиков и сотрудников ЦК) было невозможно (один из моих знакомых, обладавший прекрасными связями, а, следовательно и информацией — он и после "перестройки" был в правительстве —сказал: "Юра, ты ходишь по тонкому льду…") В 1991-1992 гг. книга была опубликована независимым издательством, но отношение к тому, что доказывается в ней, не изменилось даже после провала "реформ": например, в 1993 г. во время доклада в Институте Социологии в Москве мне была устроена настоящая обструкция. Как ни удивительно, оказалось, что такая работа "не ко двору" и на Западе — ни одно издательство не согласилось издать английский вариант, а рецензии были как будто списаны с последних решений пленумов ЦК КПСС…

Пришлось сделать вывод: раз Юпитер сердится — значит я прав (а тут ещё и "прихватизация" показала пагубность "дикой вестернизации"). Мне кажется, что негативный десятилетний опыт (а Россия по привычке должна все пропустить через себя — вместо того, чтобы воспользоваться чужим опытом) заставляяет вернуться опять к тем же вопросам -- и. к сожалению, в гораздо худших условиях.

Поэтому я решил предложить вашему вниманию Web-версию её.

Оглавление книги

На первую страницу сайта  First page 
Русский Индекс English index




Hosted by uCoz